Дачная амнистия

Дачная амнистия

Многие граждане годами являются фактическими владельцами объектов загородной недвижимости и земельных наделов, не зарегистрировав их. Но если не оформить землю в собственность, то хозяин не может распоряжаться своим имуществом в полном объеме. Его нельзя продать, обменять или подарить. Дачная амнистия – возможность оформить право собственности на загородную недвижимость и объекты индивидуального строительства в упрощенном порядке, который регулируется Федеральным законом № 93 от 30.06.2006. С того момента, как закон был принят, более 14 миллионов граждан узаконили свои права.

Зачем регистрировать право собственности

После покупки объекта недвижимости необходимо узаконить права. После завершения процедуры оформления собственник сможет владеть имуществом и распоряжаться им по собственному усмотрению (продавать, завещать или дарить третьим лицам).

Какое имущество можно оформить по закону о дачной амнистии

Закон распространяется на следующие типы имущества:

  • Дачный домик на садовом участке.
  • Жилой дом для ПМЖ.
  • Участки для ведения огородничества или подсобного хозяйства, полученные до 30 октября 2001 года, оформленные в пожизненное наследуемое владение.
  • Гаражи и хозпостройки всех назначений, включая землю, на которой они расположены.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, перед тем как начать строительство жилого объекта, необходимо уведомить администрацию. Если по каким-либо причинам этого не произошло, то по правилам дачной амнистии оформить постройку без суда можно до марта 2031 года.

Сколько будет действовать дачная амнистия

Планировалось, что закон будет действовать до 2026 года. Однако Госдумой был принят законопроект, который продлил действие дачной амнистии до 1 марта 2031 года. Изменения вступили в силу с 1 сентября 2022 года.

Как оформить право собственности на дом по дачной амнистии

Регистрация права собственности на жилое строение регулируется ст. 19 п. 1.2 ФЗ №218 от 13.07.2015. Процедура осуществляется в следующем порядке.

Перед началом строительства гражданин обязан отправить уведомление о планируемом строительстве, приложив необходимые документы. Обращение рассматривается в течение недели, затем дается разрешение или выносится запрет на строительство. На адрес гражданина направляется уведомление, которое действует 10 лет. Даже если у участка сменится собственник, уведомление останется действительным.

Когда строительство будет завершено, необходимо пригласить кадастрового инженера для составления технического плана. В соответствии с данными, указанными в техническом плане, заполняется уведомление по установленной форме об окончании строительства жилого дома строительной компанией или самостоятельно. Оба документа необходимо предоставить в администрацию населенного пункта. Кроме того, владелец должен заполнить декларацию об объекте недвижимости. Документы в администрацию можно отправить через МФЦ.

Рассмотрение документов администрацией осуществляется в течение одной недели. После этого заявитель получает ответ о соответствии строения всем требованиям. Также специалисты администрации направляют в регистрационный орган всю необходимую документацию (техплан, документы о начале и завершении строительства) для оформления собственности на постройку.

В случаях, когда земельным участком владеют два или более человек, действует договор многосторонней аренды или участок оформлен в общую долевую собственность, эти сведения также необходимо обязательно предоставить в администрацию. Если данные не были предоставлены в орган самоуправления, владелец постройки обязан сам отнести в Росреестр необходимые документы.

Если земельный участок не оформлен в собственность, то его регистрация и постановка на кадастровый учет производятся одновременно с регистрацией права собственности построенного объекта индивидуальной застройки.

Как оформить собственность на земельный участок по дачной амнистии

Регистрация права собственности на землю по дачной амнистии возможна только в том случае, если он был предоставлен до 30.10.2001.

Для оформления владельцу участка необходимо предоставить в Росреестр документ, подтверждающий право владения, и заявление. В качестве подтверждающего документа подойдет акт, выданный органом власти на выделение участка. Если акта нет, то в администрации можно получить выписку со сведениями из похозяйственной книги.

Документы, необходимые для подтверждения права собственности

Чтобы оформить имущество в собственность, могут потребоваться следующие документы:

  • со сведениями из похозяйственной книги;
  • об оплате коммунальных услуг;
  • о предоставлении участка организацией-работодателем (акт);
  • технической инвентаризации.

Сколько нужно заплатить, чтобы зарегистрировать имущество по дачной амнистии

Для оформления права собственности владелец дома обязан уплатить госпошлину в размере 350 рублей. Можно сэкономить, если отправлять документы в электронном виде через официальный портал Росреестра. В этом случае скидка составит 30%.

Кроме оплаты госпошлины, необходимо оплатить работу кадастрового инженера, который составляет технический план. Стоимость таких работ зависит от площади объекта недвижимости и региона, где он построен. Цены на работы по составлению технического плана начинаются от 5 тысяч рублей.

Что будет, если право собственности не будет оформлено до окончания срока действия дачной амнистии

Если дача или загородный дом не будут оформлены в собственность до 1 марта 2031 года, то владельцу недвижимости придется доказывать свои права через суд. Это займет гораздо больше времени и потребует более значительных материальных затрат.

Какие проблемы могут возникнуть

Самая распространенная проблема при оформлении документов по дачной амнистии – правильно заполнить документы для подачи уведомления в администрацию об окончании строительства. Решить ее можно путем скачивания образца бланка уведомления и заполнения его по утвержденной форме (приказ Министерства строительства и ЖКХ № 591-пр от 19.09.2018).

Сама процедура обычно не вызывает проблем у владельцев недвижимости, так как от них требуется только отправка уведомлений и документации в орган самоуправления. В Росреестр самостоятельно обращаться не нужно – необходимые документы будут переданы из администрации.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться владельцы недвижимости, – отказ в регистрации. Это может произойти, если:

  1. Владелец недвижимости не дал согласия на обработку персональных данных. Это можно сделать через МФЦ или при посещении администрации.
  2. Допущены ошибки при заполнении уведомления или неправильно составлен технический план. Такая ситуация встречается крайне редко, если подавать уведомление через администрацию, так как специалисты в момент приема бумаг должны всё проверить.
  3. Отсутствует доверенность при оформлении через представителя. Для решения проблемы собственнику нужно посетить нотариуса.
  4. Не уплачена государственная пошлина.

Отказ от регистрации права собственности иногда связан с самим объектом недвижимого имущества:

  • Фактические параметры строения не соответствуют заявленным в документации. Чтобы решить проблему необходимо обеспечить соответствие всех параметров, либо решать вопрос в судебном порядке.
  • Тип использования недвижимости не соответствует тому, что был указан в уведомлении, переданном в администрацию. Чтобы такая проблема не возникала, необходимо возводить постройку в строгом соответствии с согласованной документацией.
  • Владелец объекта недвижимости не предоставил в администрацию уведомление об окончании строительства по истечении 10 лет с даты выдачи разрешения на стройку.

До того, как начать процедуру регистрации права собственности, рекомендуется изучить приказ Минстроя № 591-пр от 19.09.2018. Это позволит избежать многих проблем.

Сколько времени займет оформление недвижимости по дачной амнистии

При отсутствии недочетов и проблем с объектом недвижимости процедура не занимает много времени. Срок оформления права собственности зависит от того, каким образом были поданы документы и от вида процедуры регистрации.

Регистрация прав собственности при подаче уведомления через администрацию осуществляется в течение 7 дней со дня приема документов. При подаче документов через МФЦ на оформление потребуется до 9 рабочих дней.

При одновременной регистрации прав собственности и постановке на кадастровый учет срок оформления составит 10 рабочих дней при подаче через орган самоуправления, и 12 рабочих дней при подаче через МФЦ.

Преимущества и недостатки дачной амнистии

Закон о дачной амнистии значительно упрощает процедуру оформления права собственности на объект недвижимости.

Основные ее преимущества:

  • Возможность распоряжаться имуществом в гражданском обороте. Собственник может продать, подарить, завещать, а также совершать иные сделки с объектом недвижимости.
  • Использовать объект недвижимости как средство обеспечения обязательств, к примеру, в качестве залога.

Однако, кроме преимуществ, у данной процедуры есть и недостатки:

  • В случае разрушения постройки необходимо внести изменения в кадастровый учет, что требует дополнительных трат.
  • После регистрации права собственности у владельца имущества возникают налоговые обязательства.

Тем не менее указанные недостатки кажутся не такими существенными, если учесть, что раньше процедура отнимала у владельца имущества много времени на сбор необходимых документов. Кроме того, за оформление документов приходилось платить немалые деньги. В общей сложности на оформление уходило около года.

Если у владельца объекта недвижимости не было документа о передаче земельного участка, то он не мог обратиться в орган регистрации. Сегодня необязательно проводить межевание, что позволяет значительно сократить сроки. Единственная сложность – поиск документации на землю, если участок был предоставлен давно. Информация может затеряться в архивах, подлинники могут быть потеряны, уничтожены при пожаре и т. д. Регистрация права собственности невозможна на основании копий документов.

Закон о дачной амнистии – огромный шаг властей навстречу обычным людям, так как он избавляет владельцев недвижимости от утомительного хождения по различным инстанциям.